Несбытча мечт. Украина хочет в космос, на который у нее уже нет ни денег, ни сил

Выполнение новой Программы, с точки зрения ее авторов, позволит обеспечить в 2020 году запуск спутника связи «Лыбидь». Его начали разрабатывать еще в 2007-2011 годах, но запуск все время откладывали. После присоединения Крыма к России станция приема информации и управления для спутника осталась на неподконтрольной территории. Затем запуск планировался с космодрома «Байконур» в Казахстане на 2018 год, но он не состоялся из-за отсутствия ракеты-носителя, которую не успели собрать на Украине.

Взамен утраченного в 2012 году спутника для съемки поверхности Земли «Сич-2» в 2021 году планируют запустить «Сич-2-1». Предыдущая версия спутника позволяла делать снимки в инфракрасном диапазоне. По ним можно было прогнозировать зоны риска подтопления и получать данные о вырубке лесов.

Также в планах создание и запуск новых космических аппаратов: системы научно-технологического назначения "Микросат-М" — в 2021 году, системы дистанционного зондирования Земли Сич-2-2" — в 2022 году, "Sat4EO" — в 2023 году, "Сич-2М" в 2025 году.

По мнению разработчиков, новая программа позволит углубить взаимовыгодное международное сотрудничество, в частности с Европейским космическим агентством и обеспечить создание научно-технического задела для реализации перспективных проектов. Речь идет о создании аппарата связи "Лыбидь-2", аппарата научного назначения "Аэрозоль", аппарата дистанционного зондирования Земли "Сич-3-О".

Финансовое голодание

Примечательно, что в законе о госпрограмме черным по белому записано: при подготовке проекта закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предусматривать выделение средств для осуществления мероприятий, определенных Общегосударственной целевой научно-технической космической программой Украины на 2019-2023 годы, исходя из финансовых возможностей Государственного бюджета Украины.

Однако вот уже не первый год космическая отрасль на Украине финансируется по остаточному принципу и результаты выполнения государственных космических госпрограмм не могут быть удовлетворительными. В условиях ограниченных возможностей государственного бюджета и отсутствия четкого видения будущего отрасли единственным спасением для государственных предприятий сейчас является лишь работа с зарубежными партнерами и участие в международных проектах.

Согласно утвержденному госбюджету страны, объем госфинансирования ракетно-космической отрасли Украины в 2019 году должен составить 2,13 млрд грн, что на 14% меньше, чем годом ранее. В госбюджете на 2019 год по линии ГКАУ для предприятий космической отрасли, в отличие от 2018 года, не предусмотрены расходы на выполнение государственных целевых программ реформирования и развития ОПК, разработку, освоение и внедрение новых технологий, наращивание производственных мощностей на предприятиях космической отрасли для производства продукции оборонного назначения. В 2018 году на эти цели по линии специального фонда было предусмотрено 104,4 млн грн ($3,98 млн по современному курсу), в 2017 году — 941,2 млн грн ($35,9 млн), или 32,3% в общем объеме бюджета космической отрасли.
Однако, согласно данным обнародованного отчета Государственного космического агентства Украины о выполнении предыдущей национальной космической программы, ее фактическое бюджетное финансирование в 2013-2017гг. составило 34% от предусмотренного.

Фактическое финансирование мероприятий программы в сфере дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) составило 46%; создания межведомственной системы геоинформационного обеспечения GEO-UA — 13%; создания космической системы "Сич" — 53%; разработки перспективных бортовых приборов космического наблюдения — 3,85%; развития координатно-часового и навигационного обеспечения — 58%; совершенствования системы контроля и анализа космической обстановки (СКАКО) — 8,38%.

В соответствии с отчетом, фактическое финансирование мероприятий космической деятельности в интересах национальной безопасности и обороны в рамках программы составило 88%; создания космических комплексов —6,5%; разработки перспективной космической техники, включая РЛС с ЦАР, ПТТХ "БИНС" — 15%; развития материально-технической базы для производства и отработки РКТ — 6,9%.

При этом, в 2013-2017 годах в рамках международных коммерческих проектов "Морской старт", "Наземный старт", "Днепр" было обеспечено 26 запусков ракет-носителей украинского производства, на орбиту выведено 90 спутников. Общая сумма средств, полученных предприятиями космической отрасли в результате реализации коммерческих проектов "Морской старт", "Днепр", "Наземный старт" составила более 4,6 млрд грн ($0,18 млрд по сегодняшнему курсу).

В связи с разрывом в 2014 году традиционной отраслевой кооперации с РФ, в 2014-2017 годах космическая деятельность Украины осуществлялась в сложных экономических и политических условиях: доля продукции предприятий отрасли для российских заказчиков составляла ранее до 60-80% от общего объема производства. Вместе с тем, отмечают в ГКАУ, ситуацию в отрасли удалось стабилизировать: по итогам 2017 года объем производства товарной продукции вырос на 24% по сравнению с 2016 годом, объем реализации продукции увеличился на 22%.

"В результате реализации мероприятий программы в 2013-2017 годах созданы условия для внедрения высокотехнологичной инновационной продукции (системы управления, приборы, средства наземной инфраструктуры), которые будут обеспечивать развитие космических технологий и их трансфер в реальный сектор национальной экономики. Обеспечено сотрудничество со стратегическими партнерами Украины в космической сфере, реализация совместных проектов в рамках двусторонних соглашений, а также представление интересов Украины в международных организациях", — проинформировало ГКАУ.

Поддержать на плаву и приватизировать

По мнению экономического аналитика Александра Рябоконя, готовящийся к принятию на уровне Верховной Рады проект общегосударственной целевой научно-технической космической программы имеет одну задачу: попытку увеличить объем государственного финансирования немногих оставшихся на плаву предприятий отрасли и подготовку их к постепенной приватизации.

«Заявленный ориентировочный объем финансирования программы оценивается в около 25 млрд грн, включая средства госбюджета, так и других источников (каких именно не заявлено). Эта сумма в 10 раз выше потраченной из госбюджета на реализацию программы 2013-2017 годов, когда украинские предприятия фактически получили только 25 млн грн (менее $900 тыс. по современному курсу, и около $3 млн по курсу, состоянием на осень 2013 года). Безусловно, нет смысла ожидать от скудного госбюджета столь щедрого финансирования аппетитов чиновников «от космоса» за оставшихся 3,5 года действия 5-летней программы (если Рада ее, наконец, одобрит). На фоне уже длительных неудач украинской космической отрасли по ракетным и спутниковым программам (Циклон-4, Sea Launch, Land Launch, спутник «Лыбидь» скоро отметит десятилетний юбилей хранения), действующими проектами пока остаются участие украинской стороны в разработке и изготовлении конструкции первой ступени ракеты «Антареса» и двигателя четвертой ступени ракеты-носителя Vega», — сказал Александр Рябоконь в эксклюзивном комментарии Украина.ру.

Однако, подчеркнул аналитик, и они носят временный характер.

«Собственно, что касается закрепленного в новой программе желания создать перспективную ракетно-космическую технику типа Циклон-1М, или спутников Сич-2М, Лыбидь-2 либо реализующихся стартапов в рамках международного сотрудничества с частными компаниями, например Firefly Aerospace ракеты-носителя Alpha, то есть большие сомнения в реальности их реализации. И дело не только в том, что электронику, двигатели и ряд важнейших для космической отрасли материалов на Украине не производят. Дело также и в том, что вследствие длительного «финансового голодания» в значительной степени утрачены как производственные мощности, так и квалифицированные специалисты. Вследствие этого, загрузка «Южмашу» пока не угрожает, если и будет какой-то из проектов удачным — то за рубежом», — заключил Александр Рябоконь.

 


http://ukraina.ru
15.05.2019